… такой, чтобы претендовать на жизнь в горах! — воскликнул Яошань.
— Нет, не так, — сказал Мацзу. — Нельзя все время идти, не останавливаясь, равно как и нельзя остановиться навсегда, не двигаясь. Ты хочешь улучшить там, где нечего улучшать, и ты хочешь действовать там, где есть лишь недеяние. Тебе лучше стать челном для других и более не оставаться в этих горах. Яошань распрощался с Мацзу. 27. Монах Данься получает имя «Естественный» Чаньский наставник Данься Тяньжань (досл. «Естественный») как-то раз вновь посетил Мацзу. Еще до того, как выразить почтение Мацзу, он направился в зал, залез на голову статуи Манчжушри и уселся там. Вся община была в немалой степени поражена, и тотчас об этом сообщили Мацзу. Мацзу отправился в зал, сам все увидел и сказал: «Мой ученик естественен (т.е. Тяньжань)». Данься тотчас спрыгнул на пол и, вежливо поклонившись, сказал: «Благодарю Вас, Учитель за то, что Вы дали мне монашеское имя». С той поры он стал зваться Тяньжань, что означало «Естественный» или «Спонтанный». 28. Хуэйлян стремится обрести знание и видение Будду Когда чаньский наставник Хуэйлян из области Таньчжоу первый раз пришел к Мацзу, Мацзу спросил его: — С каким стремлением вы пришли? — Я стремлюсь обрести видение и знание Будды. — Будда находится вне видения и знания, — ответил Мацзу. — Знание и видение представляют собой лишь Мара — злого разрушительного духа. Откуда Вы пришли? — Из Наньюэ. — Так Вы пришли из Наньюэ и не познали основы Сердца Цаоси! Быстрее возвращайтесь обратно, нет никакой нужды ходить куда-либо. 29. Воды озера Дунху Мацзу спросил монаха: — Откуда Вы пришли? — Из провинции Хунань, — ответил монах. — А что, воды уже наполнили Восточное озеро (Дунху)? — поинтересовался Мацзу. — Еще нет. — Так долго шли дожди, а воды все еще не наполнили озеро, — заметил Мацзу. Даоу сказал: «Уже наполнили». Юньянь сказал: «Там очень глубоко». Дуншань сказал: «В какую же кальпу в них был недостаток?» |