Существует 6 основных принципов школы Дайто-рю. Каждый из этих принципов является чрезвычайно глубоким и сложным и требуется много времени и усилий, для освоения даже одного из них. Только путем постоянных и энергичных усилий, всё время следуя всем 6ти принципам, человек может добиться полностью правильного выполнения техник.
 

Рэй – “Официальные правила личного поведения”


Существует разные варианты перевода термина “рэй”, например этикет, умение вести себя, учтивость, уважительное отношение, правила приличия. Однако смысл основного значения рей можно передать как условия соответствия “Официальным правилам личного поведения”. На протяжении всей истории Японии, такие правила служили для смягчения социальных и межличностных отношений и предотвращали конфликты между людьми. Школа Дайто-рю сохраняет официальные правила личного поведения в их исторической форме, не потому что они непосредственно влияют на эффективность выполнения техники как таковой, а потому что они содержат и продолжают принципы, укрепляющие дух традиционного воина, который проходит сквозь всю традицию Дайто-рю, и являяется её основой и в наше время.
 

Мэ-цуки – “Контакт взглядом”


Мэ-цуки переводится как использование глаз. По существу в Дайто-рю есть два типа тренировок мэ-цуки. Название первой - Мокусин (“мысленный взгляд”), второй – ганрики (“сила взгляда”). Мокусин отвечает за видение с помощью “ока разума”, полностью заключающее в себя противника, обволакивающее его. С другой стороны Ганрики, это пристальный, острый, проникающий взгляд, видящий намерения противника и дающий превосходство и контроль над ним.
 

Ма-ай – “Выбор дистанции”


Ма-ай переводится, как физическое расстояние или “интервал” между предметами. Ма-ай часто оказывается самым важным фактором, влияющим на исход поединка. Например, иногда один из участников схватки считает, что выбрал благоприятную дистанцию, однако она внезапно оказывается выигрышной для противника. Являясь в первую очередь видом рукопашного боя без оружия, школа Дайто-рю сосредоточена на старательном изучении ударных техник и захватов, применимых в ближнем бою, хотя в определённых ситуациях используются и другие дистанции.
 

Кокю – “Дыхание”


Ко-кю означает “дышать” или “дыхание”. Нам легче сконцентрировать физическую силу и выполнять движения, на выдохе, или задерживая дыхание. Выдыхая или задерживая дыхание мы находимся в состоянии “янь”. Противоположностью ему, является состояние “инь”, в котором мы находимся, когда вдыхаем. Поэтому обычно техники выполняются на выдохе, часто от начала до конца в течение одного выдоха. Основываясь на вышесказанном, идеальным считается начать атаку, поймав противника в момент, когда он, полностью выдохнув, только начал вдыхать. Проводя множественные контратаки и применяя защитные техники, в моменты, когда противник входит или вынужден войти в состояние “инь” мы пользуемся прорехами в его защите, обусловленными пребыванием в этом состоянии.
 

Кузуси – “Выведение из равновесия”


Наставление “наносите удар туда, где противник наименее устойчив” с давних времён являлось фундаментальной аксиомой Японской теории боя. Мы видим, что в названии школы “Дайто-рю Айки Дзюдзюцу”, термин “айки” помещён перед дзюдзюцу, и не будет преувеличением сказать, что основным (но не единственным) значением айки, является принцип кузуси, или “выведения из равновесия” противника. Прояснением различных тонкостей следования принципу кузуси в частности занимается секретное учение школы Дайто-рю, а так же великое множество устных наставлений.
 

Зансин – “Сохранение концентрации внимания и полная отдача”


Слово “зансин” состоит из двух иероглифов, “зан” (сохранение) и “син” (ум). Обычно объясняя этот термин, описывают такое психическое состояние, при котором вы фокусируете своё внимание одновременно и на противнике и на окружающей обстановке. Однако, имея в виду тот факт, что иероглифы зансин также могут быть воспринятыми в виде выражения “Кокоро во нокосацу” (“Не береги духа своего”), я интерпретирую его по-другому. Это означает полную отдачу своих сил, без их остатка и сбережения. Применительно к занятиям Дайто-рю, это означает отдавать абсолютно всё, на что ты способен при выполнении каждой техники.
 

Об ударах (Атэми)


Так как Дайто-рю по существу является борцовской традицией, большинство ударов (атэми) руками и ногами производится для последующего проведения броска или перехода к захвату на удержание. Два самых часто используемых удара производятся с помощью накадака иппонкен (кулак со сдвинутым вперёд средним пальцем, образующим острый выступ) и сюто (ребро ладони). Соответственно традиции Дайто-рю, учащей владениию кинжалом и коротким мечом правой рукой, удары, по возможности, так же должны наноситься правой рукой.

Дополнение от Амацу Ютака

"Меня зовут Амацу Ютака, я являюсь бывшим вице-президентом газеты "Асахи" и имею 8 дан Кёдзю Дайри Дайто-рю Айкидзюдзюцу, который мне присвоил Хиса Такума.
После того, как мне был присвоен 6 дан (6 степень), Хиса Такума обучал меня индивидуально. Он подчеркивал 3 момента:

1. Не нужно просто бросать противника. Бросай его так, чтобы атаковать его суставы. Основная цель Дайто-рю - атаковать суставы.

2. Применяй ноги. Ноги сильнее рук.

3. В Дайторю нет атэми (ударов). Когда это выглядит как удар - это уловка для атаки на суставы."

Создать бесплатный сайт с uCoz