…Вот доказательство.
Великое Дао.
Великое небо.
Великая земля.
Великий государь.
В мире четыре величины,
среди них - государь.
Человек следует законам земли.
Земля - небу.
Небо подчиняется Дао.
Дао следует Дао.

26
Бережное лежит в основании небрежного:
в тяжёлой ступе воде легко.
Колесо вертится, пока ступица в покое:
суть лежит в основании суеты.
Возница шагает за возом день напролёт, любуясь видами,
не упускает из виду поклажи.
Легко на душе,
но не придаёт значение.
Отчего ж повелитель тысячи колесниц
пренебрежительно смотрит на мир?
Его небрежность сведёт на нет, что берёг.
Суета растеребит покой -
суть и основу мира.

27
Странник не оставляет следов.
Оратор не допустит оговорки.
Счетовод не интересуется, где купить счёты.
Сказано: дверь! - не беспокойся о запоре.
Хочешь накрепко привязать - не заботься о верёвке.
Учитель спасает людей,
потому что не оставляет вниманием никого.
Спасает живое,
потому что не пропускает ничего.
Смотрит в глубину.
Добрый заботится о злых,
злые - забота доброго и опора.
Если злые не ценят учителя,
а учитель презирает их -
слепы и тот и другие.
Вдумайся в эту простую мысль.

28
Стань бесстрашным и скромным,
как горный ручей, -
превратишься в полноводный поток,
главный поток Поднебесной.
Так гласит великий Дэ,
закон рождения.
Познай праздник, но живи буднями -
станешь примером для Поднебесной.
Так гласит великий Дэ,
закон полноты.
Великое есть совершенное.
Совершенное есть проявление Дэ.
Дэ проявляется в безыскусном.
Мудрый подобен простой и великой реке,
главному руслу Поднебесной.
Вот размышление о законе Дэ.

29
Свободного можно покорить,
нельзя исправить.
Ведь невозможно улучшить море или ветер.
Свобода подобна тайному обряду.
Захочешь улучшить - оскудеет.
Задумаешь подчинить - исчезнет.
Потому говорю:
Одни идут - другие следуют.
Одни цветут - другие выцветают.
Одни крепнут - другие тучнеют.
Одни созидают - другие строят.
Мудрый избегает тех и других.
Не ищет чести,
не ищет утешения.
Его девиз - постоянство.

30
Кто следует Дао -
принужден советовать царям.
Он говорит:
Войско сильно, пока не движется.
Насилие не обернётся миром,
пока не встретит насилия.
Где прошли войска -
вырастут тернии.
Большая война кончится великим голодом.
Искусный побеждает - и останавливается.
Побеждает - и не кичится.
Побеждает - и спокоен.
Он побеждает от того, что не может проиграть.
Искусный не нападает, а побеждает.
Чем больше усилий,
тем меньше остаётся,
тем дальше от Дао.
Далёкий от Дао -
далёк от начала
и близок к концу.

31
Хорошее войско - плохое войско,
потому что его ненавидят.
Правитель нуждается в войске
и нуждается в Дао,
а Дао исчезает в войне.
Выбор приходит, когда выбора нет,
кроме приказа войскам.
Однако останься спокоен.
Победа - не повод к торжеству.
Торжествуя победу - торжествуешь убийство.
Торжествуя убийство - торжествуешь смерть.
Торжествующий смерть - мёртв.
Слева построились полководцы,
справа - главнокомандующий.
Так строятся для триумфа.
Так строятся для погребения.
Когда убиты тысячи - следует горько плакать.
Победа означает погребальный обряд.

32
Дао бессмертно, безымянно.
Дао ничтожно, непокорно, неуловимо.
Чтобы овладеть - нужно знать имя,
форму или цвет.
Но Дао ничтожно.
Дао ничтожно,
но если великие следуют ему -
тысячи малых покорились и успокоились.
Земля и небо соединились в благословении,
люди обрели путь без указаний свыше.
Когда целое распалось -
осколки требуют имён,
и родится великое искушение -
искушение называть.
Мудрый знает предел имени
и пагубность искушения.
Дао подобно реке -
увлекает осколки, имена и пределы
в беззвучный океан Вселенной.

33
Понимаешь людей - умён.
Понимаешь себя просвещён.
Управление людьми требует силы.
Управление собой требует могущества.
Кто уверен, что имеет достаточно, -
богат.
Кто знает цель - обладает волей.
Кто верит в себя - долговечен.
Кто уходит, чтобы дать место жизни -
бессмертен.

34
Дао повсюду - справа и слева.
Повелевает, но не принуждает.
Владеет, но не претендует.
Никогда не дерзает,
оттого ничтожно, бесцельно.
Живое и мёртвое стремится к нему,
но Дао одиноко.
Поэтому называю великим.
Никогда не выказывает величия,
потому воистину величественно.

35
В ком отражается Дао -
отражается глубина.
К нему тянутся тысячи,
обретают мир, музыку, пищу, покой.
Странник находит приют.
Дао не имеет запаха, вкуса.
Дао неслышно, незримо.
Однако люди идут,
потому что - неисчерпаемо.

36
Прежде чем стиснуть - нужно разъять.
Лишь крепкое может ослабнуть.
Прежде чем сорвать -
нужно вырастить.
Прежде чем отнять -
нужно подать.
Такова природа вещей.
Слабое, мягкое
преодолеют сильное, крепкое.
Крупная рыба не покинет глубину.
Страна не раскроет чужим
замысел своего устройства.

37
Дао постоянно в бездействии.
Ничего не затевает,
потому не оставляет незавершённым.
Когда цари следуют Дао -
тысячи тысяч следуют своим порядком.
Если замыслят произвол -
я покорю их простой жизнью
без формы, смысла и содержания.
Нет формы - не родится страсть.
Нет смысла - не поднимется искушение.
Нет содержания - нет и разногласий.
Тогда наступает покой,
и тысячи тысяч наследуют его.

38
Мудрый не ищет добра,
потому добродетелен.
Глупец норовит причинить добро
и забывает о людях.
Мудрый бездействует.
Глупец делает тысячу дел,
и дела его нарочиты.
Добродетель творит, не прилагая усилий.
Справедливость силится воцариться,
возбуждает желание отвергнуть.
Человек насаждает закон
и по закону вершит наказание.
Потому говорю:
Утрачено Дао - действует Дэ.
Утрачено Дэ - родится добродетель.
Утрачена добродетель - выпячивается справедливость.
Утрачена справедливость - вырастает закон.
Закон есть угасание преданности и веры,
и начало смуты.
Благоговение перед цветком - признак невежества.
Мудрый ищет плод, не соблазняясь веером соцветий.
Как цветок отвлекает от плода,
так познание уводит от истины.

39
Тысячи разных имеют общее:
каждое - одно.
Одно - значит целое.
Целое - есть единое.
Единое - значит простое:
небо чистое, земля твёрдая, дух чуткий,
долина цветущая,
рождение в мире беспрестанно.
Знать и цари - одной крови.
Единица - образ самой себя
и образец.
Небо держится чистотой,
земля - твёрдостью,
дух парит, пока чуткий.
Если долина не цветёт,
имя её - пустыня.
Если знать и цари утратят единство -
станут лёгкой добычей для смуты.
Простота лежит в основании благородства.
Когда благородные забывают о простых -
рушится основание государства.
Разбери колесницу на части -
рассмотришь части, но где колесница?
Теперь задаю вопрос: что благороднее -
драгоценная яшма или невзрачный валун?

40
Перемены есть проявление Дао.
Безволие есть свойство Дао.
Всё в мире рождается из жизни,
а жизнь рождается из пустоты.

41
Умный, узнав о Дао, следует Дао.
Способный, узнав о Дао, колеблется.
Тёмный, узнав о Дао, смеётся.
Но Дао есть Дао потому, что легко высмеять.
Поэтому говорят:
Кто хочет увидеть Дао - увидит тьму.
Кто хочет достичь Дао - идёт назад.
Кто жаждет подняться к Дао - забудет цель.
Высокая добродетель - простота.
Постигший истину - гоним.
Доброта без границ похожа на равнодушие.
Сеющий доброту напоминает жнеца.
Чистая правда горчит, как ложь.
Настоящий квадрат не имеет углов.
Лучший кувшин лепят всю жизнь.
Высокая музыка неподвластна слуху.
Великий образ не имеет формы.
Дао скрыто, безымянно.
Но только Дао дарит путь, свет, совершенство.

42
Дао рождает единицу.
Из одного родится два,
из двух родится три.
Три - колыбель тысячи тысяч.
Из тысячи тысяч в каждом
борются инь и ян,
пульсирует ци.
Так возникает равновесие.
Люди не терпят одиночества
и завидуют царям.
Между тем цари - одиноки.
Вот почему говорю:
что отдал - твоё.
Учу, чему учит жизнь:
сильные умирают от насилия.
Здесь простая суть моих размышлений.

43
Волна захлестнёт камень.
Бесплотное не имеет преград.
Потому ценю покой,
учу без слов,
совершаю без усилий.

44
Слава, жизнь - что важнее?
Жизнь, богатство - что дороже?
Прибыль, потеря - что ценнее?
Много обрёл - больше потеряешь.
Крепче берёг - легче растратишь.
Кто знает меру - не знает разочарований.
Кто ведает предел - не ведает поражений.
Жизнь без событий - жизнь бессмертного.

45
Полное совершенство выглядит, как изъян.
Невозможно исправить.
Крайняя полнота похожа на полную пустоту.
Нельзя исчерпать.
Великая прямота действует исподволь.
Великий ум облекается в простодушие.
Великая речь нисходит как заблуждение.
Шагай - победишь холод.
Бездействуй - преодолеешь зной.
Покой создаёт согласие в Поднебесной.

46
В стране, открытой для Дао,
лошади удобряют пашни.
В стране, закрытой для Дао,
кони мчатся в боевых колесницах
за городской чертой.
Страсть не беда,
когда знаешь границу.
Покупка не опасна,
пока бесстрастна.
Потому говорю:
кто уверен, что имеет вполне, -
имеет полной мерой.

47
Оставь порог дома -
вместо мира увидишь рисунок.
Выгляни в окно -
вместо неба найдёшь синеву.
Дальше зайдёшь -
меньше останется.
Меньше останется -
ближе конец.
Мудрый не размышляет, он постигает.
Не любуется, он видит.
Не совершает, он творит.

48
Следуешь учителю - обретаешь.
Следуешь Дао - избавляешься.
Избавился - пришёл к бездействию.
Ничего не делаешь -
ничто не остаётся несделанным.
Миром управляет простота.
Простота родится из бездействия.
Вмешательство - залог беспорядка.

49
Мудрый бессердечен.
В нём бьются сердца тысячи тысяч.
Несу добро добрым.
Несу добро злым.
Нести следует одно:
добродетель.
Доверяю доверчивым.
Доверяю подозрительным.
Верить следует в одно -
в доверие.
Мудрый - застенчив, спокоен, одинок,
словно ребёнок.
Мудрый - зеркало для людей,
их единое отражение.

50
Меж рождением и смертью
из десятерых -
трое стремятся к жизни,
трое к вечности,
трое просто живут и умирают.
Отчего так?
Оттого что привязаны к переменам.
Значит движутся к смерти.
Слыхал ещё про одного.
Свободный от уз,
идёт без страха навстречу тигру, носорогу,
навстречу врагу.
Носорогу некуда вонзить рог,
тигру - когти,
врагу - клинок.
Отчего так?
Оттого, что в себе
не оставил места для смерти.

51
Дао рождает,
Дэ - поощряет,
придаёт форму и смысл.
Дао почитают.
Дэ - соблюдают.
Потому что не требуют
соблюдения и почтительности.
Дао рождает,
Дэ поощряет, придаёт форму и смысл,
растит, учит оберегает.
Создаёт - и расстаётся,
творит - и не ищет награды,
управляет, не повелевая,
вот что называется великим Дэ.

52
Поднебесная имеет начало.
Начало - мать Поднебесной.
Узнаешь мать - поймёшь сыновей.
Поймёшь сыновей - не забывай о матери
и забудешь страх смерти.
Сбрось кокон желаний,
разорви путы страстей -
станешь бодр и неутомим.
Следуй прихотям, потакай страстям -
нет спасения от усталости.
Зоркий вместо главного видит мелочи.
Могучий вместо натиска уступает.
Уступая большему - видишь больше света.
Следуй свету - пойдёшь легко
и научишься постоянству.

53
Мудрый идёт по большой дороге.
Узкие тропы внушают ему страх.
Так легко идти по большой дороге!
Но люди предпочитают обходные пути.
Дворец утопает в роскоши -
значит пусты хранилища в городе,
поля заросли лебедой.
Знатные одеты в дорогие одежды,
носят острые мечи,
пресыщены пищей,
слепнут от блеска драгоценностей.
Они далеки от Дао.

54
Кто крепко стоит - не колеблется.
Кто одержим - не ускользнёт.
Так ведётся от века к веку.
Кто заботится о себе - искренен.
Кто заботится о семье - щедр.
Кто заботится о селе - широк.
Кто заботится о стране - богат.
Кто заботится о Поднебесной - всесилен.
Таковы ступени добродетели.
Познал себя - поймёшь других.
Познал семью - поймёшь семьи.
Изучил село - увидишь сёла.
Изучил страну - увидишь страны,
постигнешь Поднебесную.
Как узнать, что Поднебесная есть Поднебесная?
Поднимись по ступеням.

55
Кто исполнен Дэ - похож на младенца.
Скорпион и змея не ужалят его,
зверь не бросится, птица не заклюёт.
Его кости - мягки,
мышцы слабы,
цепкость его безгранична.
Не знает любви -
но исполнен животворной силы.
Он чуток.
Он кричит день напролёт,
но голос не грубеет,
нота всегда одна.
Вот что такое равновесие.
Узнавший равновесие - постоянен.
Узнавший постоянство - просветлён.
Просветлённый - счастлив.
Счастливый - обуздал страсти,
полон сил для покоя.
Кто полон покоя - следует Дао.

56
Кто знает - не говорит.
Кто говорит - не знает.
Умерь желания.
Обуздай страсти.
Стреножь ум.
Прекрати суету.
Приглуши ресницами блеск зрачков,
стань пылинкой -
откроешь сокровенный смысл Поднебесной.
Захочешь подступиться к нему -
оступишься.
Захочешь отвергнуть -
отвернётся.
Захочешь присвоить -
ускользнёт.
Захочешь возвысить -
взовьётся.
Потому говорю:
очевиден и непостижим.

57
Страной управляет справедливый.
Войной - хитроумный.
Вселенной владеет спокойный.
Откуда знаю?
Жёстче законы - беднее народ.
Острее мечи - стремительней смута.
Искуснее мастера - больше соблазнов в лавках.
Чем шире запреты - тем шире круг преступивших.
Поэтому мудрый говорит:
Не вмешиваюсь -
люди меняются к лучшему.
Спокоен -
люди стремятся к искренности.
Бездействую -
люди становятся богаче.
Бесстрастен -
воцарятся простодушие,
лучшее из состояний души.

58
Государь спокоен -
народ простодушен.
Государь деятелен -
народ лицемерен.
Несчастье таится в сравнении.
Сравнение - добровольная пытка ума,
враг постоянства.
Так справедливость превращается в коварство,
добро - в прах,
знание - в заблуждение.
Мудрый не сравнивает -
значит, не отнимает.
Бездействует -
значит, не вредит.
Не размышляет -
значит, не замыслит плохого.
Тусклый свет - это свет Вселенной.

59
Служить людям, повинуясь небу,-
воздвигнуть алтарь сдержанности.
Сдержанный отвергает знания,
расчищает пространство для великого Дэ.
Подчиняешься Дэ -
обретаешь свободу.
Подчиняешься свободе -
получаешь силу.
Управляешь силой -
управляешь страной.
Когда правит сдержанность -
основание прочно и смысл глубок.
Глубокий смысл называется Дао.

60
Управление большим царством
подобно приготовлению тройной ухи.
Правитель следует Дао -
сникают злые духи,
не могут вредить.
Когда безвредны злые -
безвредны и добрые.
Когда злые и добрые лишились вреда -
их Дэ сливается воедино,
знаменует мудрость и совершенство.

61
Великая страна - как низовье реки,
средоточие сил, мать Поднебесной.
Женщина побеждает мужчину хладнокровием,
уступая мужчине в хладнокровии.
Великая страна привлекает малую,
принижая себя.
Малая страна привлекает великую,
уступая великой величие.
Завоюет сердце - кто уступает.
Победил безраздельно -
кто уступил.
Великое царство любит достаток.
Малое царство любит людей.
Оба получают искомое.
Великий довольствуется малым.

62
Дао - источник тысячи тысяч,
сокровище добрых, убежище злых.
Красивые слова - народ тешится.
Красивые дела - народ умолкает.
Не оставляй злого на волю судьбы.
Коронуют царя,
чествуют трёх советников.
Из дорогих подарков, ожерелий, колесниц
выбери один - Дао,
и злые выберут Путь.
Почему его ценили древние
и назвали Дао?
Пока желания просты,
а проступки случайны -
Дао не имеет цены в Поднебесной.

63
Совершай бездействие,
внушай спокойствие,
вкушай безвкусное.
Великое состоит из малого,
многое - из немногого.
Ненависть встречай заботой.
Трудный путь начнётся с лёгкого шага,
большая река - с маленького ручья.
Значит, трудное состоит из лёгкого,
большое - из малого.
Мудрый начнёт с малого,
потому совершит великое.
В лёгкие обещания трудно верить.
В лёгких делах любая трудность тяжела.
Мудрый идёт навстречу невозможному,
оттого не встречает затруднений.

64
Из тысячи тысяч легче всего -
беречь спокойствие.
Не успел ошибиться -
легче поправить.
Мелкое - легче рассеять.
Мягкое - разделить.
Начинай с того, что ёще не началось.
Приводи в порядок -
что не успело запутаться.
Дуб начинается с побега,
башня в девять ярусов -
с горсти земли,
путешествие в тысячу ли -
с первого шага.
Проигрывает - кто играет.
Теряет - кто владеет.
Мудрый бездействует -
и не проигрывает.
Расстался - и не теряет.
Поражение приходит накануне успеха.
Потому завершай внимательно, как начал.
Мудрый бесстрастен, бескорыстен.
Мудрый учится у тех, кто ничему не учился.
Идёт дорогой, проторенной другими.
Помогает тысяче тысяч обрести себя.
Он воздерживается от действий.

65
В древности,
кто следовал Дао,-
не учили, но отучали.
Покуда знаний в избытке,
порядка нет.
Управление с помощью знаний
приводит к смутам.
Управление без помощи знаний
приносит покой.
Кто понимает -
постиг великое Дэ.
Великое Дэ - в глубине.
Манит все существа назад -
к полному воплощению.

66
Океан - властелин морей, рек, ручьёв.
Расположен ниже,
потому зовут властелином.
Когда мудрый желает подняться -
пригибается.
Хочет быть впереди -
становится в тыл.
Возвышаясь над людьми -
не принижает.
Ведёт за собой -
никому не заслоняет свет.
Оттого радостно чествуют его,
возвышают и выдвигают вперёд.
Не затевает тяжб -
оттого никому не в тягость.
Не вступает в борьбу -
оттого непобедим.

67
Кругом говорят: Дао велико,
не с чем сравнить.
Если сравнить -
станет сравнимо велико,
то есть ничтожно.
Три сокровища которыми дорожу:
сочувствие,
скупость,
скромность.
Сочувствие приводит к мужеству.
Скупость - к щедрости.
Скромность - к лаврам вождя.
Храбрец без сочувствия,
Щедрый без скупости,
Вождь без скромности -
мертвы в сердцах людей.
Сочувствие ведёт к победе в войне,
упорству в обороне.
Три сокровища, любезные небу.

68
Хороший боец отвергает битву.
Искусный воин презирает войну.
Достойный победитель равнодушен к победе.
Это - Дэ, избегающее борьбы.
Умелый хозяин избегает хозяйничать.
Умеет управлять людьми.
Так живут в согласии с Дао -
древним замыслом мира.

69
Седые воины говорят:
лучше минуту переждать, чем секундой опередить.
Лучше на сажень отступить, чем продвинуться на вершок.
Так победишь, не начав сражения.
Укрепишься, не возводя крепости.
Возьмёшь крепость, минуя укрепления.
Нет усилия - нет врага.
Не нужно войска.
Кто недооценит соперника -
уронит собственную цену.
В неизбежном сражении
победит избежавший.

70
Мои слова легко понять,
претворить в жизнь.
Оттого трудно взять в толк,
воплотить.
Слова несут древний смысл,
дела прозрачны, отчётливы.
Редко кто разумеет простые дела,
внятную речь.
Редко кто понимает меня.
Что редко встречается - ценится высоко.
Поэтому мудрый подобен скопцу.
Одет в рубище,
чтобы крепче хранить сокровище
от докучливых глаз.

71
Умный не знает про ум
и становится умнее.
Глупый толкует о глупости,
глупеет и впадает в недуг.
Больной, знающий болезнь, излечился.
Мудрому мудрено захворать.
Уверен, что нездоров,
оттого выздоравливает
с каждым восходом солнца.

72
Когда народ теряет благоговение -
пропадает благо.
Но не тесните его жилищ,
не тревожьте понапрасну.
Кто вторгается - будет отторгнут.
Мудрый верит в себя, но не самоуверен.
Надеется на себя, но не самонадеян.
Любит себя, но не самолюбив.
Глубина глубока,
пока не стремится к поверхности.

73
Смелый и отчаянный - несёт гибель и гибнет.
Смелый и безмятежный - хранит жизнь.
Вред или пользу приносит смелость?
Мотивы ненависти неба непостижимы,
и мудрый иногда бессилен помочь.
Небесное Дао не борется, но побеждает.
Не задаёт вопросов, но получает ответы.
Приходит без зова,
управляет без усилий.
Небесная сеть широка,
ячейки просторны,
но ускользнуть невозможно.

74
Кто не боится смерти -
тому глупо грозить смертью.
Кто угрожает и наслаждается страхом -
ходит по краю пропасти,
как тарантул по краю ладони.
Кто приводит приговор в исполнение -
всегда будет правой рукой.
Кто дерзнёт заменить правую руку -
замахнётся на правила Большого Искусства.
Кто замахнётся на правила Большого Искусства -
наткнётся рукой на лезвие топора.

75
Отчего народ голодает?
Оттого что налоги чрезмерны.
Вот почему народ голодает.
Народ выходит из подчинения,
потому что цари стремятся его подчинить.
Вот почему народ выходит из подчинения.
Люди не думают о смерти -
поглощены заботой о жизни.
Вот почему смерть приходит внезапно.
Чем ниже ценишь жизнь,
тем выше цена каждого дня.

76
Человек рождается слабым, гибким.
Умирает матёрым, окостеневшим.
Ростки пробиваются нежными, влажными,
уходят в землю твёрдыми, сухими.
Значит, сильное, упрямое - признаки смерти.
Слабое, уступчивое - признаки жизни.
Война без манёвра - обречена на провал.
Если дерево не гнётся - живёт до первой бури.
Прочное, крепкое - считает дни.
Мягкое, податливое - считает столетия.

77
Небесное Дао подобно боевому луку.
Чем туже тетива -
тем ниже верхняя тяга лука
и выше нижняя.
Выбери слабину -
ощутишь силу.
Чем тоньше искусство -
тем призрачней разница
меж верхом и низом,
и сторонами света.
Небесное Дао избавляет от многого,
умножает малое.
Дао человека - другое.
Избавляет от малого, умножает многое.
Кто, имея многое и больше,
выберет лишнее?
Кто следует Дао.
Мудрый создаёт - и не использует,
побеждает - и не кичится.
Не наступает - потому не может оступиться.

78
Нет уступчивей под небом,
чем простая вода.
Нет равного воде под небом
в преодолении твёрдого, прочного.
Слабый одолеет сильного,
мягкое одолеет твёрдое.
Любой знает эту правду.
Никто не признаёт её за истину.
Потому мудрый говорит:
кто принял к сердцу унижение государства -
становится государем,
кто вынес бремя безвластия -
становится властелином.
Голая правда похожа на чистое заблуждение.

79
После крупного разговора
остаются ссадины и уколы
вместо успокоения.
Мудрый бестрепетно сносит обиду,
не требует оправданий.
Молчаливый укор -
запасной колчан насилия.
Небесное Дао беспристрастно,
потому всегда на стороне отзывчивых.

80
В малом государстве мало людей.
Орудия сужают кругозор,
их следует оставить в стороне.
Нет смысла в путешествиях.
Лодки, колесницы жаждут покоя.
Воины любят мирный труд.
Лучше вязать узелки,
чем водить кистью по шёлку.
Пища простая, одежда удобная,
жилище уютно, жизнь радостна.
Сосед приветствует соседа,
слышит пение петуха за забором,
лай собаки.
Не идёт в гости,
спокойно встречает старость
и мирную смерть.

81
Точное слово некрасиво.
Красивая речь неточна.
Добрый много не говорит.
Говорливый редко добродушен.
Знающий не ищет доказательств.
Доказательство - верный знак заблуждения.
Мудрый - избавлен от поклажи.
Что отдал - принадлежит ему навсегда.
Небесное Дао - глубина без поверхности.
Дела его безвредны, благотворны.
Дао мудрого - пламенное бездействие.

Рассуждение о ста болезнях

Лао-Цзюнь молвит:

Если желаешь спастись от катастрофы или разрешить проблему, то лучше всего заранее предотвращать их появление в своей жизни. И тогда не будет трудностей. Для того чтобы излечить недуг, избавиться от болезни, лучше всего быть готовым к ним загодя. Тогда будет счастливый исход. В настоящее время люди не обращают внимание на это и не стараются предотвращать, а направляют силы на то, чтобы спасаться. Не стараются готовиться загодя, а пытаются излечиться с помощью лекарств. Потому есть такие государи, которые не способны охранить жертвенный алтарь государственной власти. Есть и такие организмы, которые не способны сохранить себя в целости в течение долгой жизни. Таким образом человек мудрости добивается счастья, когда нет еще и предзнаменований. Он избавляется от беды, когда она еще не появилась. Ведь катастрофа рождается из мелочей, а болезнь возникает из тончайших отклонений. Люди считают, что маленькое добро не приносит пользы, и потому не желают делать добро. Им кажется, что от маленького зла не будет ущерба, и потому они не стремятся исправиться. Если не накапливать добро мало-помалу, тогда не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление. Поэтому выберем самое важное, чтобы показать, как оно рождается. Итак, вот сто болезней.

    * Не зная постоянства, то радоваться, то гневаться – это болезнь.

    * Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь.

    * Любя чувственные наслаждения, разрушать Потенцию – это болезнь.

    * Привязываясь всем сердцем, любить – это болезнь.

    * Ненавидя, желать кому-либо смерти – это болезнь.

    * Из-за распущенности и алчности совершать ошибки,не замечая – это болезнь.

    * Хулить людей, восхваляя себя – это болезнь.

    * Все время меняться, потакая самому себе – это болезнь.

    * Быть слишком разговорчивым, любить поболтать – это болезнь.

    * Радоваться, преследуя неправого – это болезнь.

    * Кичась знаниями, презирать других – это болезнь.

    * Пользуясь властью творить произвол – это болезнь.

    * Считать людей неправыми, а себя правым – это болезнь.

    * Обижать, небрежно обращаясь со слабыми и беззащитными – это болезнь.

    * Побеждать людей, применяя силу – это болезнь.

    * Лениться, ощущая свою власть и силу – это болезнь,

    * В речах стремиться побеждать людей – это болезнь.

    * Взяв в долг, не помнить о возвращении – это болезнь.

    * Считая людей неправедными, думать о своей праведности – это болезнь.

    * Прямотой вредить людям – это болезнь.

    * Не любя людей, быть расположенным к самому себе – это болезнь.

    * И в расположении и гневе кичиться собой – это болезнь.

    * Считать других глупыми, а себя мудрым – это болезнь.

    * Сделав достойный поступок, выставлять себя – это болезнь.

    * У известных людей находить недостатки – это болезнь.

    * Сетовать на то, что приходиться трудиться – это болезнь.

    * Иллюзии принимать за реальность – это болезнь.

    * Радоваться ошибкам других – это болезнь.

    * Кичиться перед людьми своим богатством – это болезнь.

    * Будучи высокородным, презирать людей – это болезнь.

    * Будучи бедным, завидовать богатым – это болезнь.

    * Будучи в низком положении, зло говорить о благородных – это болезнь.

    * Клевеща на людей, добиваться расположения к себе – это болезнь.

    * Проявлять себя через свою потенцию-дэ – это болезнь.

    * Достигать успеха, нанося кому-то поражение – это болезнь.

    * Из-за корыстных побуждений

    * нарушать справедливость – это болезнь.

    * Из-за любови к себе не видеть смысла – это болезнь. Сохранять безопасность за счет того,

    * что другие оказываются в опасности – это болезнь.

    * Быть ревнивым – это болезнь.

    * Из-за вспыльчивости вступать в противоречия с окружающими – это болезнь.

    * Много ненавидеть и мало любить – это болезнь.

    * Постоянно обсуждать, что есть правда, а что неправда – это болезнь.

    * Перекладывать ответственность на других людей – это болезнь.

    * Отталкивая суть, привязываться лишь к внешнему – это болезнь.

    * Обсуждать достоинства и недостатки других людей – это болезнь.

    * Считая людей лживыми, верить себе – это болезнь.

    * Помогая людям, надеяться на воздаяние – это болезнь.

    * Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя – это болезнь.

    * Поделившись с человеком, раскаиваться в этом – это болезнь.

    * Любить, чтобы тебя увещевали, когда ты сердит, – это болезнь.

    * Ругать и поносить любых живых тварей – это болезнь.

    * Колдовскими приемами причинять кому-либо вред – это болезнь.

    * Поносить и порицать талантливых – это болезнь.

    * Не любить людей за то, что они превзошли тебя – это болезнь.

    * Пристраститься к разным зельям – это болезнь.

    * Если нет ровного состояния в сердце – это болезнь.

    * Возвращаться в мыслях к старым обидам – это болезнь.

    * Создавать много шума по поводу каких-либо способностей – это болезнь.

    * Не воспринимать увещеваний и критики – это болезнь.

    * При помощи официальных жалоб побеждать кого-то – это болезнь.

    * Беседовать с дураком, глупцом – это болезнь.

    * В тяжелой ситуации поступать легкомысленно – это болезнь.

    * Подстрекать к беззакониям – это болезнь.

    * Любить, чтобы тебя считали правым – это болезнь.

    * Много сомневаться и мало верить – это болезнь.

    * Смеяться над сумасшедшими и припадочными – это болезнь.

    * Сидеть развалясь, не соблюдая ритуала – это болезнь.

    * Некрасивые слова и злые речи – это болезнь.

    * С презрением и небрежно относиться к старым и малым – это болезнь.

    * Злое отношение и некрасивое поведение – это болезнь.

    * Все время изменяться, не имея собственного мнения – это болезнь.

    * Быть слишком привязанным к веселью и шуткам – это болезнь.

    * Любить ограничивать людей – это болезнь.

    * Хитрость и льстивость – это болезнь.

    * Желая получить что-либо, добиваться обманом – это болезнь.

    * Быть лживым и нарушать свои обещания – это болезнь.

    * Буянить и бесчинствовать, напившись вина – это болезнь.

    * Ругаться и сквернословить по поводу ветра и дождя – это болезнь.

    * Желать убить за злые слова – это болезнь.

    * Побуждать к прерыванию беременности – это болезнь.

    * Занимая, не помнить о возврате – это болезнь.

    * Вмешиваться в чужие дела – это болезнь.

    * Подглядывать украдкой – это болезнь.

    * Взяв в долг, скрываться от кредиторов – это болезнь.

    * Не прислушиваться к противоположному мнению – это болезнь.

    * Любовь к резким отказам – это болезнь.

    * Настойчиво приставать к женщинам – это болезнь.

    * Из-за старых заблуждений вводить в заблуждение другого – это болезнь.

    * Разорять птичьи гнезда, разбивать яйца – это болезнь.

    * Убивать зародыш, резать плоть – это болезнь.

    * Причинять вред посредством воды и огня – это болезнь.

    * Смеяться над слепыми, глухими и немыми – это болезнь.

    * Побуждать к вступлению в брак – это болезнь.

    * Поучать людей делать провокации – это болезнь.

    * Поучать людей делать зло – это болезнь.

    * Менять свое отношение к попавшему в беду – это болезнь.

    * Желать несчастья, призывать беду – это болезнь.

    * Увидя что-то приятное, желать обрести – это болезнь.

    * Силой отнимать у людей вещи – это болезнь.

Лао-Цзюнь молвит:

Если помнишь о необходимости избавления от этих ста болезней, тогда не случится с тобой беды, а все недуги и хвори пройдут сами собой, всегда получишь помощь и поддержку в трудности и опасности, а дети и внуки твои никогда не лишаться поддержки Небес.

Перевод Б.Виногродского

Восхваление ста лекарств

Лао-Цзюнь молвит:

С древних времен мудрецы стремились совершать добро и в самых незначительных мелочах. Не было ни малейшего проступка, который бы они не исправляли. Если ведешь себя таким образом, то можно сказать, что ты принимаешь лекарство. Так называемые сто лекарств приводятся ниже.

    * Соблюдение ритуала в движении и покое – это лекарство.

    * Податливость тела и мягкость характера – это лекарство.

    * Широкое поведение и доброта в сердце – это лекарство.

    * Соблюдение меры во всем – это лекарство.

    * Отказываясь от выгоды, руководствоваться чувством долга – это лекарство.

    * Не брать сверх того, что тебе положено – это лекарство.

    * Стремиться к моральной силе, отвергая соблазны плоти – это лекарство.

    * Избавляться от желаний в сердце своем – это лекарство.

    * Несмотря на неприязнь, проявлять любовь – это лекарство.

    * Стремиться к разумному использованию… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz